В тестре оперы и балета постановка "Пиковая дама". Опера в 3-х действиях.
Вскоре после опубликования своей новеллы (1833) Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Популярность повести объяснялась не только занимательностью фабулы, но и реалистическим воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала XIX столетия. Особые толки вызывал, естественно, образ Графини, в котором современники склонны были видеть черты хорошо известной в свете дамы – Натальи Петровны Голицыной. В либретто оперы, написанном братом композитора, Модестом Ильичем Чайковским, содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Прямолинейный и расчетливый пушкинский Герман был представлен Чайковскими как внутренне надломленный, теряющий связь с реальной действительностью романтический герой.
В создании образа оперной Графини смешиваются реалистические и демонические краски, превращая этот персонаж в одну из загадок фантасмагорического города на болотах. Судьба Лизаветы Ивановны – бедной приживалки Графини в повести Пушкина устраивается вполне счастливо: «Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит, имеет порядочное состояние...». Внучка богатой Графини и, стало быть, наследница ее состояния, Лиза в опере терпит полный крах. Отказываясь ради страстной любви к Герману от счастливого брака с князем Елецким, введенным в оперу М. И. Чайковским, Лиза вынуждена уйти из жизни. Романтизируя главных героев повести, составивших своеобразный любовный треугольник, либреттист и композитор достигают значительной правды в выражении чувств, глубины проникновения в самые потаенные уголки человеческой души, в сложный мир подсознательного. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением». Премьера состоялась в Мариинском театре 7 декабря 1890 года и имела огромный успех.