Если представить себе эпоху из прошлого, в которой хотелось бы побывать, наверное, многие выбрали бы Средневековье - время благородных рыцарей и прекрасных дам, время крестовых походов, время, когда волшебные легенды были явью. Придя в культурно-выставочный центр «Радуга», можно совершить увлекательное «путешествие вглубь веков» и почувствовать себя в средневековом храме или замке: весь лестничный пролет музея оформлен в готическом стиле.
Термин «готика» (от итальянского gotiko, буквально – «готский», по названию германского племени готов) возник в эпоху Возрождения как пренебрежительное название для предшествующего «варварского» искусства, не соответствовавшего классическим античным формам, а значит, не представлявшего интереса для современников. Лишь в XIX веке получила признание ценность культурного наследия средних веков.
Главным выражением эстетического и духовного идеала готического периода стали гиганты соборы. Новые приемы стрельчатой архитектуры, сделавшей стены почти бесплотными, впервые были применены в церкви Сен-Дени во Франции. На фасаде церкви выбиты слова настоятеля аббата Сугерия: «Чувственною красотою душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам».
Благодаря мастерству средневековых витражистов звучность цвета стекла могла сохраняться под открытым небом веками. Бытовало поверие, что посетитель храма, стоящий в радужном свете, исходящем от витражей, исцелится от физических и душевных недугов.
Для многих романтиков XIX в. средевнековые темы стали ведущими в творчестве. В живописи главными «медиивелистами» стали английские художники – прерафаэлиты, считавшие своим идеалом эпоху до Рафаэля Санти. В «Радуге» представлены 2 характерные работы художников этого круга. «Акколада (обряд посвящения в рыцари)» Эдуарда Лейтона – воплощение культа Прекрасной Дамы и рыцарского служения ей. Картина Эдварда Берн-Джонса «Обретение чаши Грааля» посвящена одному из центральных символов средневековья, фигурирующему в знаменитом цикле легенд о Короле Артуре.